Юридическая компания Старт
– Старт для Вас и Вашего бизнеса.

     
     

Ликвидация ОАО

ликвидация оао порядокЛиквидация открытого акционерного общества – это юридическая процедура, в результате которой организация исключается из единого реестра юридических лиц. Этот процесс регламентируется рядом нормативно-правовых актов, ФЗ «Об акционерных обществах» и Гражданским кодексом. В соответствии с законом различают добровольное и принудительное закрытие АО, но вне зависимости от того, кто является инициатором, весь порядок прекращения деятельности юридического лица должен быть строго соблюден.

Отметим, что с 2014 года в Гражданском кодексе внесли правки. Так, ОАО стало ПАО (публичным акционерным обществом). Тем не менее старые ОАО вправе сохранять прежние наименования вплоть до первых изменений в Уставе, то есть новые ОАО невозможно открыть, а старые будут еще долго существовать.

Порядок процедуры

Особенностью такого события является то, что при ликвидации ОАО нельзя его присоединить или реорганизовать в другую фирму, единственное  – это прекращение существование данной организации как субъекта хозяйствования. Если Вы приняли такое решение, то должны знать порядок.

1. Вам необходимо издать протокол о ликвидации ОАО и выбрать состав комиссии.

В обязанности комиссии входит управление фирмой до ее исключения из единого реестра. Она (комиссия) занимается подсчетом всех активов организации, установлением кредиторской и дебиторской задолженности, а также взысканием и возвратом задолженностей, реализацией активов для погашения долгов при закрытии бизнеса, и составлением баланса на каждом из этапов, которые установлены законодательными актами.

2. Проводится уведомление всех заинтересованных лиц.

Оповещаются все заинтересованные лица, которые имели дела с открытым акционерным обществом, и оповещаются государственные учреждения. В нормативных актах установлены сроки для уведомлений. В частности, регистрирующее учреждение уведомляется в течение 3-х дней до начала процедуры и в течение 20-ти дней при окончательном решении.

3. Увольнение сотрудников.

При принятии решения о закрытии ОАО Вы должны уведомить своих сотрудников об этом факте и выплатить все полагающиеся по законодательству компенсационные выплаты.

4. Итоговое обращение в регистрирующий орган.

После соблюдения всех процедур, связанных с окончанием работы бизнеса, председатель комиссии обращается в муниципальную администрацию для окончательного исключения из реестра.

Документы для ликвидации

Для закрытия ОАО Вам необходимо будет собрать:

  • учредительные документы и Устав, а также приказы, решения и протоколы собраний, которые были приняты за время деятельности;
  • подтверждение о размещении публикации о прекращении деятельности;
  • справки из государственных учреждений о снятии с учета;
  • справка из банка о закрытии расчетных счетов юридического лица;
  • подтверждающий акт о сдачи в архив необходимой документации;
  • заключение аудитора о финансовом состоянии;
  • официальное подтверждение о передаче имущества, а также подтверждение об уничтожении печатки организации.

Полный пакет сведений Вы должны будете предоставить в регистрирующий орган при окончательном обращении с целью исключения из реестра. После этого делается отметка об исключении из реестра, который и будет являться свидетельством об окончании функционирования АО.

Этапы закрытия ОАО

При окончании деятельности акционерного общества необходимо соблюсти все юридические формальности, которые условно можно разделить на этапы:

  • принять решение о прекращении существования юридического лица посредством проведения собрания акционеров, на котором утверждается состав комиссии;
  • уведомить регистрирующий орган, а также иные государственные конторы, где бизнес состоит на учете (ПФРФСС). Направление уведомления осуществляется в сроки, установленные законодательством для данной административной процедуры;
  • направить публикацию в специальные издания о прекращении деятельности фирмы с целью информирования кредиторов если есть непогашенные обязательства;
  • составить промежуточный ликвидационный баланс с отражением всех финансово-хозяйственных показателей;
  • расчет с кредиторами по имеющимся долгам и составление окончательного баланса;
  • предоставление бумаг в администрацию района для исключения АО из ЕГРЮЛ.

Последний этап является завершающим и после него организация считается ликвидированной.

Сроки ликвидации 

Для прекращения существования акционерного общества необходимо соблюсти немало административных процедур, которые занимают много времени. Поэтому процесс исключения ОАО из реестра может затянуться до года при возникновении проблем с прохождением проверок в контролирующих органах.

За пропуск сроков законом предусмотрена ответственность, которая налагается как на организацию, так и на должностное лицо, которые в этом виноваты.

Законодательство закреплен минимальный срок – это два месяца с момента принятия решения о ликвидации юридического лица. В связи с проведением программ по оптимизации административных дел при упрощенном варианте, этот срок может быть сокращен до одного месяца.