Юридическая компания «Старт»
– Старт для Вас и Вашего бизнеса.

     
     

Инструкция ликвидации ИП

Случается, что обстоятельства заставляют предпринимателей закрывать свой бизнес. Одна часть ИП просто бросают дело без должного оформления и получают проблемы с госорганами и законом. Другие предприниматели самостоятельно проводят процедуры закрытия, стараясь избежать штрафов и излишних трат на посредников. Но большинство ИП обращается за услугами по ликвидации именно к юристам. Так, с юридической фирмой «Старт», Вы узнаете как закрыть ИП, чтобы не возникло каких-либо ошибок и нарушений. Наши профессионалы проконсультирую Вас и помогут решить проблему.

Порядок ликвидации ИП

В законодательные акты о госрегистрации предпринимателей и юридических лиц новшеств в 2017 году внесено не было. Поэтому порядок закрытия ИП сейчас остается таким же, как и в прошлые годы.

Для регистрации прекращения индивидуального предпринимательства следует обратиться с заявлением в ФНС ― в налоговую инспекцию по месту регистрации, а не физического нахождения ИП. Указанный орган вносит данные в госреестр. Основанием для выполнения налоговой регистрационных действий являются заявление предпринимателя и оплаченная им госпошлина.

Стандартное закрытие ИП для лиц, работающих без нанятого персонала, требует заполнения заявления, оплаты 160 рублей государственной пошлины, а также предъявления заявления и квитанции в ФНС.

Индивидуальным предпринимателям, работающим с нанятым персоналом, нужно помимо тех действий, о которых сказано выше, уволить весь штат и выплатить положенные компенсации. Кроме того, следует подать отчетные материалы во все заинтересованные инстанции и Пенсионный фонд. Лицам, использовавшим в своей деятельности ККТ, необходимо обязательно снять аппараты с учета.

Причины для закрытия ИП

У каждого предпринимателя собственная причина, чтобы закрыть ИП и перейти на иные формы заработков. Среди наиболее распространенных выделяются следующие:

  • малая рентабельность, которая не приносит чистую прибыль;
  • окончание деятельности в качестве ИП с переходом к ООО;
  • высокая арендная плата за используемые площади, превращающая деятельность в нерентабельную. Это и сопутствует закрытию ИП;
  • неконкурентоспособность на фоне более крупных игроков рынка;
  • личное желание прекратить предпринимательство;
  • переход в теневую экономику, чтобы укрыться от налогов и сборов;
  • отсутствие возможности платить высокие налоги (характерная проблема начинающих ИП);
  • наличие судебного решения о принудительной ликвидации или запрета на занятие предпринимательством;
  • постоянно растущие долги, грозящие банкротством;
  • официальное банкротство;
  • окончание срока пребывания в РФ нерезидента, занимавшегося предпринимательством или окончание срока его разрешения на ИП в РФ;
  • смерть предпринимателя.

 

Как правильно закрыть ИП: пошаговая процедура

Последовательность действий, направленных на закрытие ИП, состоит из нескольких шагов. Вне зависимости от добровольной или принудительной ликвидации, без дополнительных факторов или с ними (персонал, банкротство и т. д.) процедура всегда одинакова. В случае банкротства также проводятся и мероприятия по реструктуризации долгов.Так, распродается имущество бизнесмена-должника (за исключением, например, его единственного места проживания, недорогих личных вещей), заключаются мировые соглашения с конкурсным кредитором.

Шаг 1. Подготовительные мероприятия

В приведенном ниже списке действий первые два пункта являются обязательными на этом этапе. На практике до подачи заявления в налоговую инспекцию часто требуется выполнить все указанные пункты:

1. Выплатить налоги, пени и штрафы в ФНС ― предварительно установить их сумму (зависит от системы налогообложения ИП), провести встречную сверку с налоговой.

2. Уволить и полностью рассчитать весь штат работников (если имеется):

  • за 2 месяца до увольнения письменно уведомить сотрудников;
  • за 2 недели письменно уведомить местное отделение Роструда о закрытии ИП;
  • провести все выплаты работникам;
  • выплатить все взносы, налоги и платежи за сотрудников в соответствующие органы;
  • подать отчетность налоговикам, в Пенсионный фонд и во внебюджетные фонды.

 

3. Выплатить собственные страховые взносы ― сумма рассчитывается в зависимости от даты закрытия индивидуального предпринимателя, но до истечения 15 дней после внесения данных в ЕГРИП.

4. Рассчитаться по всем долговым обязательствам с контрагентами, расторгнуть договора.

5. Сдать в налоговую инспекцию все декларации, включая нулевые и за неполный период ― сроки подачи уточняются по месту регистрации.

6. Получить справку в ПФР об отсутствии задолженностей (если требуется) ― некоторые отделения ФНС без подтверждения Пенсионным фондом ИП не закрывают.

7. Сняться с учета в ФСС ― если индивидуальный предприниматель нанимал работников или сам становился на учет, например, перед декретным отпуском или по болезни.

8. Снять с учета ККТ ― подать заявление и соответствующую документацию в ФНС (для аппаратов старого образца с вызовом инженера ЦТО, для онлайн-касс ― с получением карты о снятии с учета системы).

Шаг 2. Заполнение заявления и квитанции

Заявление оформляется по форме Р26001. Бланк можно скачать на сайте ФНС или получить в инспекции. С сайта налоговой можно распечатать квитанцию об оплате пошлины. База данных позволяет зарегистрированному на сайте плательщику без ошибок в реквизитах заполнить ее в режиме онлайн. Бланк квитанции также выдается работниками налоговой инспекции. После оплаты в любом отделении Сбербанка, оригинал сдается в ФНС, а копию податель заявления может оставить себе для подтверждения факта оплаты в случае непредвиденных обстоятельств.

Шаг 3. Передача документов в ФНС

Заполненное заявление и квитанция об оплате подаются по месту регистрации в Федеральную налоговую.

Подача осуществляется несколькими способами:

  • лично или через авторизированного представителя непосредственно в ФНС (под расписку принявшего служащего);
  • почтой ценным письмом с описью вложения (подпись на заявлении нотариально заверяется);
  • в электронном формате через онлайн-сервис налоговой службы (требуется регистрация на сайте, сертифицированный ключ электронной подписи);
  • лично или с помощью авторизированного представителя через МФЦ (под расписку).

 

Срок рассмотрения документов, поданных напрямую в налоговую, составляет 5 рабочих дней (без учета дня подачи). Если заявление принято МФЦ, ответ будет получен через 8 рабочих дней.

Шаг 4. Получение свидетельства, подтверждающего закрытие ИП и выписки из ЕГРИП

За выпиской из ЕГРИП и уведомлением о снятии с налогового учета физического лица в качестве ИП заявителю следует лично явиться в налоговую или прислать представителя через 5-6 дней. В противном случае документы будут направлены по месту прописки бывшего предпринимателя заказным письмом. Получить его можно по предъявлении расписки, выданной ФНС, а также паспорта.

Если в документах были ошибки, все предстоит переделывать, включая заявление и оплату пошлины. Решение закрыть ИП будет принято органами после устранения всех неточностей.

Шаг 5. Закрытие банковского счета индивидуального предпринимателя

Достаточно подать заявление о закрытии в банке, открывшем счет.

Документы для ликвидации ИП

В необходимый пакет документов входят:

  • заполненное заявление (форма Р26001);
  • ИНН предпринимателя (копия);
  • паспорт (оригинал и ксерокопия);
  • доверенность на представителя (нотариальная);
  • квитанция об уплате 160 рублей госпошлины;
  • регистрационное свидетельство ИП.

 

После закрытия ИП

Физическое лицо обязано уплатить все налоги, штрафы, взносы и долги, возникшие в процессе существования ИП, иначе его заставят платить через суд. В случае, когда какие-либо действия на первом шаге процедуры закрытия ИП не были выполнены, после ликвидации индивидуального предпринимателя их следует осуществить в кратчайшие сроки. Печать можно уничтожить самостоятельно или с привлечением изготовителя (в этих случаях пишется заявление и оплачивается пошлина). Документы, оставшиеся после закрытия, хранятся не менее 4-х лет, а по персоналу ― 75 лет.

Почему нужно обратиться к нам?

Аудит документов

Детальный анализ предоставленных документов

Выгодная цена

Гибкие цены позволяют каждому клиенту выбрать подходящий сервис

Большой опыт

Наши юристы имеют огромный опыт работы корпоративной практики

Соблюдение сроков

Мы тщательно следим за выполнением сроков по процедурам

Акция

Консультация юриста бесплатно

При консультации наши юристы помогут подобрать оптимальный путь ликвидации общества. Первая телефонная консультация бесплатно.

Воспользоваться спецпредложением

Нажимая кнопку "Заказать", вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных ООО "Юрстарт" и принимаете условия Пользовательского соглашения

1

Позвоните нам или оставьте заявку (мы проконсультируем по организационным вопросам)

2

  • Подписываете договор
  • Предоставляете документы
  • Подробно разбираем ситуацию

3

  • Подготавливаем документы
  • Подаем в налоговую
  • Публикуем вестник гос. регистрации

(возможно дистанционно не приезжая в офис)

4

  • Подаем ликвидационный баланс
  • Ждем согласно установленному сроку даты получения
  • Передаем Вам лист записи о ликвидации общества